Учимся Учиться

Известный российский психолог Елена Шугалей помогла нам подготовить материал о том, как не мешая помочь ребенку войти в процесс обучения.
Ребенку трудно (как и всем нам) «делать уроки». Почему? Стоит ли упоминать о том, на что ориентирована наша система образования?  Её целью, увы, – стоит не процесс получения знаний, а результат – получение оценок. Однако, если ребенок действительно хочет учиться, – а дети любознательны, мы, взрослые, можем облегчить ему познание нового! Как? В этом материале советы психолога, нейрофизиолога, математика, эксперта по работе с информацией – Елены Шугалей.
Для того, чтобы разобраться в «механизмах» работы мозга мы должны рассмотреть основные циклы усвоения информации: 


Елена-Шугалей.jpg 

Елена Шугалей


Автор методик динамического обучения (скорочтение, память, восприятие) совместно с Институтом мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой, президент Фонда Интеллектуальных Инициатив, автор тренинговых программ «IQuality», «Искусство чтения», «Матрица», детских программ «ЛИК (Личность, Интеллект, Культура)» и др. Психолог, нейрофизиолог, математик, эксперт по работе с информацией, популяризатор науки.



1 цикл


Каждые 20 минут меняется зона активности коры головного мозга. Это очень красиво выглядит на томографе: огоньки нейронных связей дрейфуют по коре головного мозга и перемещаются в новые зоны. Вот почему: «здесь помню, а здесь не помню». Ребенок делает уроки. Прошло 20 минут – надо посмотреть и повторить материал. 


2 цикл

Если материал после уроков не подкреплен в течение первых суток – 50% информации стирается долой – в латентную память. Следующие сутки – 50% от оставшегосятакже сотрется. И так далее. Через неделю в памяти есть максимум 3-7% информации! Через неделю, сравните расписание – именно так поставлено большинство предметов в расписании, у ребенка остается в памяти очень мало. Главное правило: ребенок должен делать уроки не на следующий день, а в тот же! По своей практике выявлено: только при переходе на эту систему подготовки к урокам ребенок из троечников переходит в пятерочники. Вы просто представьте: ребенок делает те уроки, которые были сегодня. У него в памяти и голос учителя, и написанное на доске, и собственные мысли. Если это математика – он еще помнит ход рассуждения и свою реакцию, задачи. А если это сочинение или доклад – он помнит тематику, о которой уже поневоле начал думать. Начинает писать. У него еще есть время для уточнений в следующем цикле.


3 цикл 

2- 2,5 дня. Здесь происходит переструктурирование информации. Все, кто писал серьезные доклады, статьи, знают: написанное переосмысляется, и находятся моменты,подлежащие корректировке. Это переосмысление. Причем здесь мозгу не нужно тратить много времени – это происходит само собой, если ты думал о теме 20-40 минут в день. И еще нужно учитывать внутренние ритмы переключения мозга: внутренний ритм: каждые 1,5 часа происходит переключение работы правого-левого полушарий коры головного мозга. Вот почему все, самые исторически «древние», преподаватели знают: прошла «пара» – надо дать подвигаться. Это нам, или ребенку, кажется: хочется кофе или просто попить, отсидели ногу… На самом деле:включилось правое полушарие. С элитными спортсменами я не раз убеждалась (я работала с Евгением Плющенко, Маратом Сафиным и другими): через полтора часа тренировок «хочется свернуть кровь тренеру», чтобы он объяснил – зачем и почему нужно это упражнение. Это левое полушарие просит своего. Так что просто нужно учитывать эти ритмы и давать ребенку подвигаться, переключиться, вкусненькое приготовить (у нас есть целых полтора часа).

Резюмируем:

Каждые 20 минут необходимо просматривать информацию, с которой ребенок работал. Отдых и «вкусности» через 1,5 часа: этим мы закрепим интерес к информации,а ребенок расценит это наградой. Делать уроки, которые были заданы в тот же день, что и сам пройденный предмет, перед сном просмотреть информацию, чтобы она отложилась. Во сне произойдет закрепление. Вы ведь сами замечали: ребенок учит стихотворение вечером – ошибается в одном и том же месте, а утром все будет хорошо. Мозг поработал – собрал все в структуру! Успехов!

Дополнительные материалы  на сайте Елены Шугалей www.shugalei.com

Поделиться в соцсетях:

Все статьи рубрики
Я хочу статью о своём событии