Это только начало

Антология фильмов Скорсезе, дискуссии о творчестве Киры Муратовой, колоритная романтическая премьера ко Дню всех влюбленных — киновед Анна Козак рассказывает о событиях, стоящих чекина в Доме кино.

Культовое кино

15 февраля состоится долгожданное возвращение проекта «Культовое кино», в рамках которого будут показаны два фильма Мартина Скорсезе: масштабный эпик «Банды Нью-Йорка» в феврале и биографический «Авиатор» — в марте. Показ лент мастера криминальных драм будет сопровождаться обсуждением и дискуссией о творчестве Мартина Скорсезе. В центре сюжета картины «Банды Нью-Йорка» — персонаж по имени Амстердам (кстати, Нью-Йорк так прежде и назывался — 
Новым Амстердамом) в исполнении Леонардо Ди Каприо, в 2002 году снявшимся у Скорсезе в первый раз. Фильм можно счесть началом «прекрасной дружбы» — плодотворного сотрудничества между актером и режиссером, продолжившегося в работе над еще четырьмя фильмами, среди которых любимые многими зрителями «Отступники» и «Волк с Уолл-Стрит».

«Банды Нью-Йорка»8a977ccd970a6aa8dc5cc99eb42a541d.jpg

— это и история о личной мести, и сага о становлении Америки, когда она еще не была, как пел Элвис, «the beautiful», а утопала в крови, иммигрантских войнах и коррупционных скандалах, насилии и жесточайших схватках за влияние и каждую пядь земли. Номинированный на десять премий «Оскар», он не получил ни одной за якобы чрезмерный натурализм, а также проблематику, противоречащую царившим на тот момент антиамериканским настроениям.

Фильм, тем не менее, запомнился всем невероятным размахом постановки и ее детальной проработкой, но мало кем был отмечен удивительный талант Скорсезе вписывать происходящее в культурный контекст. А ведь цитирование им других кинорежиссеров, а также художников, в частности Брейгеля и Босха, не только обогащает фильм, но и помещает его в контекст истории всего мирового искусства.

«Авиатор», который Дом кино покажет в марте, — фильм о гении, миллионере, пионере авиации, безумце и новаторе Говарде Хьюзе — был принят киноакадемиками достаточно благосклонно. Напоминающий старые добрые ленты классического Голливуда, он развивает популярную в американском кинематографе тему яркого характера, идущего наперекор жизненным обстоятельствами и душевным болезням. К тому же романтизированный перфекционист Хьюз у Скорсезе, страстно стремящийся погрузиться в мир грез кино и забыться в крутом пике полета, все же, как ни крути, для зрителей оказался более симпатичен, чем персонажи из «Банд», по локоть в крови создающие «империю из грязи», как пел Джонни Кэш. 

Но почему же нам стоит сейчас посмотреть (или пересмотреть) эту мини-ретроспективу Мартина Скорсезе в рамках проекта «Культовое кино»? Не только затем, чтобы, отринув разноречивые мнения, попытаться составить свое собственное представление о фильмах Скорсезе, остающегося одним из величайших режиссеров современности. Но скорее потому, что и в «Бандах Нью-Йорка», и в «Авиаторе» Скорсезе продолжает исследования высокого и низменного в человеческой душе и в их насущных проявлениях — в деятельности, окружающей действительности, мечтах, надеждах, глубоких нравственных конфликтах. А это все же то, чего очень часто не хватает самому утонченному фестивальному кинематографу сегодняшнего дня.
 

Лекторий «Магия кино»

IMG_6545.jpg

22 февраля в рамках лектория «Магия кино» киновед Виктория Рослякова расскажет о творчестве Киры Муратовой, лауреата Берлинского кинофестиваля, о созданных ею фильмах, знаковых для отечественного кинематографа, — «Астенический синдром», «Настройщик», «Вечное возвращение». Практически бессюжетные, но невероятно метафоричные, они сосредоточивают внимание на фактурных персонажах, чеховских мотивах, темах бесплодного существования. Все ее кинокартины — не только об окружающей (и окружавшей на излете девяностых годов) жизни, но, прежде всего, о человеческих взаимоотношениях, о любви, восприятии нами перемен, прошлого и самих себя. Лекторий позволит нам не только многое узнать о творчестве выдающегося режиссера, но и провести время в теплой компании, приобщившись к тайнам советского и российского кинематографа.





Поделиться в соцсетях:

Все статьи рубрики
Я хочу статью о своём событии