Другой мир Роджера Баллена

Фотограф Роджер Баллен не мыслит категориями красивое/некрасивое, реальное/нереальное, его работы – это совершенно новая эстетика, которую можно расшифровывать часами.
Уже после интервью я спрошу у Роджера Баллена, часто ли сравнивают его с Дэвидом Линчем. И как окажется, всего пару раз. Это удивительно, ведь таких художников (с другой планеты) не так уж и много живет рядом с нами, землянами. Фотографии Роджера Баллена засасывают, даже не спрашивая вас, в мир, где вы уже не сможете увидеть границу между хаосом и логосом, жизнью и смертью, здравомыслием и чистым безумием. «Знаете, если бы не эта проволока сзади, то я бы никогда не сделал эту фотографию», – говорит Баллен, показывая свою одну из самых известных работ «Сержант Де Брюн». А вы вообще увидели эту проволоку? Кстати, вот вам домашнее задание от самого Роджера – всмотритесь в его снимки и подумайте, что означают лески, проволоки и провода в творчестве этого культового фотографа. Удачи.
One-Arm-Goose-2004.jpg

Роджер, давайте сначала определимся, где, по-вашему мнению, проходит граница между обычным фотографом и гениальным?
У хорошего фотографа искусство живет лишь какое-то непродолжительное время. Он запечатлевает момент, который со временем теряет значение и смысл. Его работы могут оценить, но они быстро забываются. А фотографии гения живут и производят впечатление на людей очень долго, даже после смерти самого автора. Могу ли я сам отнести себя к гениальным фотографам? Не хотелось бы так делать. 

В недавнем интервью вы сказали, что у вас накопилось множество вопросов, на которые все еще не можете найти ответы. Что это за вопросы?
Сейчас я думаю, что у меня нет никаких вопросов, и считаю, что вообще нет смысла задавать их. Сегодня я не понимаю, что такое реальность в ее естественном проявлении, поэтому многие вопросы меня вообще не волнуют. Когда вы спрашиваете себя о чем-то, то предполагаете, что найдете ответ. Но когда приходит осознание, что ответа на ваш вопрос нет и никогда никогда не будет, то какой смысл об этом вообще задумываться? 
Mimicry-2005.jpg

Вопросов нет, но что тогда движет вами сегодня?
Мое творчество – это долгий путь. То, что вы можете увидеть сегодня в моих работах, – это не спонтанные идеи, пришедшие посреди ночи в голову, а опыт, накладывающийся слой за слоем годами. Да, иногда меняется концепция, но я всегда опираюсь на свой предыдущий опыт, предыдущие работы. 
PM_Dq7COEt0.jpg

В 7:30 вы приходите в свой офис в Йоханнесбурге, занимаетесь административной работой, в 12:30 выходите из офиса и идете снимать, после 17:00 снова административная работа, в 19:00 идете домой, чтобы отдохнуть. Если забыть, что это распорядок дня Роджера Баллена, можно подумать, что это список дел офисного работника среднего звена…
Моя голова делится на две части: одна половина отвечает за организованную жизнь, потому что я много занимаюсь наукой: философией, психологией. Это рациональная часть, а вторая – это то, что даже нельзя описать словами, она отвечает за творческие порывы. Две эти части моей головы достаточно хорошо работают вместе, и для меня нет проблемы, чтобы переключиться с одного на другое. Для многих – это тяжело, но не для меня. Но нужно помнить, что иррациональная часть в головах людей может иногда отвечать за очень странные вещи, из-за которых возникают огромные проблемы в мире. Она может доставить очень много неприятностей. 
Altercation-2012.jpg

Вы внимательно прислушиваетесь к порывам, которые исходят из нее?
Я не могу вам объяснить это сейчас простыми словами. Это затрагивает вопросы и философии, и психологии. Поймите, нет конкретной линии, которая проходит по моей голове и делит сознание на две части. Они часто пересекаются, и мне сложно объяснить, как это работает. 

Что всегда может поднять вам настроение? 
Я не могу сказать, что я чувствую себя когда-то грустным, когда-то очень веселым. Вообще замечаю, что люди очень сильно упрощают чувства. Допустим, счастье. Вот я спрашиваю у человека – как у вас дела? Он мне отвечает – все отлично. Но потом этот человек задумывается, что, наверное, у него дела не очень-то и хорошо идут, возможно, он станет счастливее, если купит себе пару туфель. Часто в фильмах мы видим, как актеры становятся якобы счастливее, когда у них появляется кольцо с бриллиантом. Так и происходит упрощение чувств, и это плохо. 
Head-Below-Wires-1999.jpg

Если бы у вас остался последний кадр, последняя возможность что-то снять, чтобы бы это было? 
Это очень сложный вопрос, ведь фотограф может запечатлеть только то, что он видит перед собой. Невозможно сфотографировать, например, те же чувства в их чистом виде, а не то, как это показывает человек. Кстати, знаете, сегодня меня очень вдохновляет цветная фотография. Почему раньше я не делал снимки в цвете? Я не знаю.

Вы как-то сказали, что человек не в состоянии найти себя. Вы не нашли себя в фотографии?
Каждая моя фотография – это маленький кусочек пазла. Я должен продолжать работать, чтобы искать новые кусочки, и я понимаю, что это бесконечный процесс, который никогда не закончится. 
Devour-2013.jpg

Поделиться в соцсетях:

Все статьи рубрики
Я хочу статью о своём событии